http://www.melnitsa.net/images/fotoes/2007-03-01/mill5.jpg

"Группа «Мельница» для российской музыкальной сцены – проект уникальный. Некоторые «горячие головы» склонны утверждать, что вообще в Европе такого больше нет. «Такого» - это сочетания элементов, каждый из которых в отдельности, может быть, и не оригинален, но которые не найдешь все вместе в рамках одного музыкального проекта.

Начинается все с состава. Мало того, что «Мельница» - группа живая, играющая живую музыку, не фанерную, так при этом еще и в полной акустике: скрипка, флейта, виолончель, две акустические гитары, разнообразная перкуссия и, конечно, вокал. Вместе с тем, подобный состав вовсе не делает группу академичной, камерной. Рок-н-ролльный драйв присущ ей ничуть не менее, чем многим по-настоящему роковым составам.

Определение стиля «Мельницы» - отдельная проблема. Когда малознакомые или вовсе не знакомые с творчеством группы люди задают вопрос «а в каком, собственно, стиле вы играете», это ставит в тупик даже самих музыкантов. По-видимому, вдохновение они черпают почти во всех стилях, разве что кроме электронно-индустриальных течений. Тут есть и отголоски классики (сказывается музыкальное образование), и фолка (русского, кельтского, скандинавского и даже испанского), и менестрельских баллад, и мрачноватость готики, и энергетику и рифы рока, а в некоторые песни так и просится гитара потяжелее. Да и то, наверное, не все перечислено. При всем этом, «Мельница» напрочь лишена какой-то излишней концептуальности, сложности в восприятии, расчета на изрядно подготовленного слушателя, что почему-то свойственно почти всем коллективам, работающим в сложносмешанных стилях. «Мельница» - группа популярная, играющая для всех, кому нравится музыка вообще, то есть настоящая поп-группа в самом хорошем смысле этого слова. Итог этого любопытный: за своих группу принимают и любители фолка всех мастей, и любители готики, и любители металла, и любители русского рока…

О чем же можно петь под такую музыку? Основная тема – конечно лирика о любви, о ненависти, о красоте, о жизни и смерти, но в таком "сказочно-волшебном" варианте. Разброс большой – от мистики до чего-то милого и близкого вроде Братьев Гримм. Кто-то и правда назовет это сказками, кто-то скажет «фэнтези», а кто-то расслышит, что это все на самом деле о нашей вполне реальной, земной жизни. Поэтому группу любят старушки-гардеробщицы и семнадцатилетние панки, романтические девицы и суровые офицеры российской армии, бедные студенты и богатые коммерсанты… Именно такое вавилонское смешение публики можно видеть на концертах «Мельницы».

Основа творчества «Мельницы» - это стихи и музыка Натальи Николаевой, известной также под псевдонимом «Хелависа» (“Hellawes”). Наталья закончила филологический факультет МГУ, владеет чуть ли не половиной западноевропейских языков, включая древние и уже мертвые языки. Подобное образование не могло не сказаться на направлении творчества: ведь большинство таких языков, как древнеисландский, готский или древнеирландский, известны нам только по сохранившимся в рукописях легендам, сказаниям, мифам. С другой стороны, песни и стихи Натальи – не реконструкция, они вполне современны. Кроме того «Мельница» исполняет и песни на стихи Гумилева, Цветаевой, Йейтса, Бёрнса.

Остальные музыканты, присоединившиеся к Наталье,  в основном - выпускники Гнесинской академии и Консерватории. Отсюда и подобный состав инструментов, и вообще упор на акустическую музыку. Хотя не только отсюда… Что может быть настоящим музыкальным сопровождением к сказке, легенде? Вряд ли первое, что приходит в голову – это синтезатор или электрогитара. Скорее уж - гусли, флейта, лютня, то есть акустические инструменты, существующие с древних времен.
Группа существует уже более трех лет и за это время успела поиграть почти во всех московских музыкальных клубах, хозяева которых привечают у себя акустическую музыку. Сейчас при спонсорской поддержке известного писателя-фантаста Ника Перумова записан первый полноформатный сольный альбом группы, который в марте увидел свет на CD Land Records".

материал - Алексей Переверзев
фото - Сергей Луканкин